Поиск

Интервью с Денисом Бучмой о ретритах для журнала "Megapolis"



Фото с молчаливого ретрита в Карпатах

Расскажите, как проходят ваши ретриты, их разновидности и особенности, распорядок дня, практики.


У нас есть два основных вида ретрита - ретрит выходного дня (с вечера пятницы, до вечера воскресенья) и семидневный ретрит. Первый вариант удобный для тех, кто хочет «попробовать» такой формат, он проходит под Киевом - не нужно ехать далеко. Второй - для тех, кто хочет погрузиться «по полной».

В обоих вариантах - это гостиницы стоящие посреди леса. Никакой суеты, на базе во время ретрита -только обслуживающий персонал. Это помогает отвлечься от суеты города и не думать о том, что о вас кто то там думает)

Собственно сама идея ретрита - это условно «монашеская» практика для обычных людей на ограниченное время. Обязательными атрибутами ретрита для нас являются в определенной мере «отключение» от огромных потоков информации и коммуникации, которые сопровождают нас в обычной жизни. Определенный режим дня и практик. Хотя слово сейчас популярное, и им называют уже любой семинар по йоге, в нашем понимании ретрит - это именно такой формат.

На входе в ретрит мы просим выключить все средства связи, или перевести их в авиарежим, и участники ретрита не общаются между собой - при необходимости можно писать записки ведущим ретрита. В день у нас получается около 8-ми часов практики. Но не нужно думать что мы все это время пытаемся свернуть себя в какие то замысловатые позы) Собственно «физических» практик в день не больше двух часов. Остальное время - медитации, дыхательные практики, практики освобождения непрожитых «тяжелых» эмоций, практики на коррекцию своего взаимодействия с миром, на отслеживание своих шаблонов мышления и поведения и т. д.

В любом случае, каждый человек в ретрите узнает что то новое о себе, если он выполняет инструкции ведущих. Причем - мы не учим как надо жить, мы просто корректно проводим человека через опыты, собственно идеи, инсайты, новое знание о себе и о мире - каждый получает сам и внутри себя. Инструкторы дают только инструкцию к практике, не загружая концепциями и парадигмами - у каждого из нас их и так достаточно.

Для нас ретрит - это в первую очередь инструмент самобалансировки. Рабочий и качественный. «Распробовав» его в своей личной практике, мы поставили перед собой цель знакомить с ним людей. Кому то этот инструмент подходит, кому то нет. Но с другой стороны - у нас почти нет людей, которые ты не посетили наш ретрит снова в течении максимум года:)

Что касается распорядка дня, за 9 лет практики проведения ретритов мы пришли к тому, что практики мы начинаем в 8.00 с утра, завершаем в 21.00-21.30. В течении дня есть минимум 4 часа свободного времени погулять по лесу, почитать, подумать. Часть практик в силу специфики проводится индивидуально, или в малых группах и по желанию, например лежание на гвоздях, участие в чайной церемонии. Таким образом человек сам решает - нужен ли ему еще один новый опыт, или ему важнее получить час-два свободного времени.


Обязательно ли практиковать йогу в повседневной жизни, чтобы отправиться на ретрит? Или скорее наоборот? Почему?

Во-первых, давайте определимся, что такое йога для нас. В одном из самых цитируемых трактатов по йоге, «Йога-сутрах» Патанджали, есть такое определение: «Йога - это избавление от волнений ума». Отсюда мы делаем вывод, что йога - это во-первых не упражнения, а состояние. Во-вторых - состояние в котором не возникают волнения ума. Когда я в 2009-м году первый раз попал в Индию, я был удивлен, увидев что хатха-йога (которая у нас воспринимается, как подвид фитнеса) на родине йоги даже не является самым популярным направлением. То есть, образ йога, закручивающегося в замысловатые позы - это маркетинговый образ, на самом деле йога - это работа со своим сознанием и улучшение своей жизни, достижение внутреннего баланса и покоя. Исходя из этого, мы простраиваем и обьясняем практики так, что даже когда к нам попадают новички, которые йогой никогда не занимались - они не испытывают никаких сложностей с выполнением техник, или физическим дискомфортом.

Мы внимательно собираем отзывы у уезжающих с ретрита - все уезжаютв приподнятом, вдохновленном состоянии, с ощущением перезагрузки и силами на то, чтобы свернуть горы. Но, есть у этого обратная сторона - конечно же, как и любое состояние, любой прилив энергии - это тоже истощается. И тут два пути - либо спустя пару месяцев снова ехать на ретрит, либо - поддерживать состояние личной практикой) Каждый выбирает свое - но для того чтобы попробовать ретрит как опыт, чтобы испытать его как инструмент - никаких знаний и подготовки в случае наших ретритов не требуется.


Для чего нужен инструктор: как он взаимодействует с людьми, как помогает им?

Во-первых - инструктор определяет возможность участия в разных видах практик людей, исходя из состояния их физического и психического здоровья. Учавствовать в ретрите могут все, но некоторым мы можем дать ограничения на определенные практики, или дать их облегченный вариант.

Во-вторых - собственно ведение и сопровождение практик. Кроме озвучивания и демонстрации правильного выполнения нужно уметь также корректно и понятно поправить. И не менее важный аспект - так как практика проходит в более интенсивном режиме, чем в «обычной» жизни практикующих, у многих могут всплыть состояния, или эмоции, которые они когда то подавили, а теперь вот, через соматическую работу с телом «вытащили» наружу. Нужно знать, как помочь человеку максимально безболезненно прожить и отпустить эту эмоцию, завершить процесс на самом ретрите, а не уехать ошарашеным. Именно поэтому любую практику, прежде чем давать на ретрите, мы многократно проверяем на себе, чтобы знать, чего от нее ожидать. И любая помощь ведущего на наших ретритах - только из своего опыта.

Нужно понимать, что инструктор - не «просветленный учитель» и не «видящий мастер» - он сам такой же исследователь мира и себя, как и вы. Просто - у него за плечами много лет практики (например я практикую йогу 14 лет, преподаю - 9, веду ретриты - 8) и суммарный опыт сопровождения людей в ретритах (по моим подсчетам, через мои ретриты прошло уже более 2000 человек).

О том, с какими ситуациями сталкивается ведущий - я наверное когда то напишу книгу. К сожалению не все люди добросовестно предупреждают нас о проблеммах со здоровьем. Например у меня когда то девушка во время практики упала в припадке эпилепсии. Хорошо, что я прошел курс оказания первой помощи и знал что нужно делать.


Помимо ретритов в Украине, вы также организовываете поездки в Индию? Чем они особенны, была ли мысль о ретритах в путешествиях?

Наши поездки в Индию - это больше о том, чтобы показать страну. Например я уже 10 лет очень много времени провожу в Азии - первые пару лет в Азии и Украине я проводил примерно одинаково времени. Изучаю йогу, религии, культуру, путешествую по нетуристическим местам. И мое мнение - в большинстве азиатских стран, чтобы не просто по ним промчаться, а хоть немного их понять - нужно или много времени, или проводник. Себя я определяю таким проводником - я вожу по местам/храмам/учителям, которые впечатлили меня. Очень много рассказываю о религии, культуре, особенностях психологии и т д. Таким образом, человек путешествую со мной избегает стандартных ловушек для туристов, и попадает в места, в которые бы он не попал, поедь он сам на те же две недели, без проводника.

Также есть специфика индийского менталитета с ее неторопливостью. Например к моим учителям нельзя просто так прийти с улицы, и сказать: «я тут еще пол дня, научи меня йоге». Обучение с ними - это продукт отношений, которые я уже строю годами. Но когда я привожу свои группы, инструктирую их как принято взаимодействовать с монахами, позиционирую их, как своих учеников в йоге - это создает совсем другой «вход» в общение. то же самое с храмами и святыми местами - на них может быть сто табличек «Туристам вход запрещен». Но если вы умеете вести себя в храме, подобающе одеты - в 90% случаев вас не выгонят.

Прошлой зимой мы как раз сделали такой эксперимент - перед приездом группы обустроили уютный кемпинг у водопада в Гималаях и сразу с самолета провели там 4-х дневный молчаливый ретрит на природе. И только после этого начали наше путешествие. Восторг участников был нам лучшей наградой) Но все же, основная идея в том, что люди посещая другую страну хотят максимально с ней познакомиться. и даже в этом гималайском ретрите непривычное окружение очень отвлекало внимание «наружу». А в ретрите все же внимание стоит направить внутрь, потому основной нашей платформой для ретритов была и останется Украина.